13 мая 2000 года у дома по проспекту Ленина,10 при порыве ветра рухнула чердачная стенка от пятого этажа до крыши по всему фасаду, и десятки тонн кирпича рухнули на тротуар с высоты шестого этажа. Спасатели работали на месте происшествия с первых часов. Этот случай имел широкий общественный резонанс, и именно после него Служба спасения получила официальный статус.
Из ООО ОСС «Спасатель» выделена аварийно-спасательная служба и организовано муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Аварийно-спасательная служба Северодвинска».
Хорошо, что не днем развалился дом
Северный рабочий, 2000, 13 мая
Вчера во втором часу ночи в доме по пр. Ленина, 10
Внезапно рухнула чердачная стенка
От пятого этажа до крыши по всему фасаду.
Тротуар возле ювелирного магазина «Топаз», что на первом этаже дома, оказался завален битым кирпичом. Счастье, что дело было ночью, и никого не завалило... Сразу же жильцов начали спешно эвакуировать в актовый зал соседней девятой школы, в доме отключили воду и электричество. Ожидали продолжения обвала... Обошлось. Пока.
В шесть утра наша репортерская бригада уже разговаривала со спасателями и жителями дома.
Это было как настоящее землетрясение, — рассказала еще не пришедшая в себя жительница квартиры на четвертом этаже пенсионерка Л.И. Щукина (ее семью ненадолго пропустили домой кое-какие вещи забрать). — Мне это чувство хорошо знакомо, я долго жила в Ташкенте, там трясет часто. Ухватилась, как учили когда-то, за дверной косяк.
Как раз сегодня утром в Москву собиралась уезжать. Уехала…Дочь и зять Людмилы Ильиничны, Сергей и Эвелина Шитяковы, вспомнили, что такое же «землетрясение» было примерно за сутки до нынешнего обвала: дом как бы дернуло, видимо, пошла трещина. Ветераны несчастливого дома помнят, как чуть не убило куском отвалившегося декоративного пилона женщину с коляской лет десять назад, как отваливались прямо на людный тротуар куски штукатурки. И вот, наконец, грянуло по-крупному...
Уже через несколько минут на место аварии прибыл управляющий городской администрации В. И. Уваров, руководивший спасательными работами.
В актовом зале девятой школы, где мерзли эвакуированные жильцы, мы наслушались всякого: ругали городскую власть, милицию, погоду, все на свете.
– Парадокс: рядом с местом катастрофы помещение штаба ГО и ЧС, а туда нас почему-то даже не пустили, – волнуется С.И. Корб, пальто на которой надето поверх домашнего халатика. – Мерзнем в школе, назад домой не пускают. Говорят, до вечера обстановка прояснится. Кто мог, разошлись по друзьям и знакомым.
Охранявшие аварийный дом милиционеры горько шутили: эх, зря недавно именно в этом доме организовывали антитеррористические учения. Успешно эвакуировали жителей в ДИТР. Сглазили...
Вчера весь день на разборке завала работали спасатели и строители Севмаша, были укреплены остатки «поехавшей» крыши. На момент верстки газеты вернуться в свои квартиры жильцам не разрешали...
Решением мэра Северодвинска А.Н. Беляева вчера рано утром была создана оперативная комиссия по расследованию причин аварии и ликвидации ее последствий, в которую вошли представители администрации города, управления ГО и ЧС, депутат областного собрания по 34-му округу Ю.С. Сивков. Для эвакуированных жильцов, по словам представителей мэрии, было организовано горячее питание в столовой девятой школы.
Андрей МИХАЙЛОВ
Спасение – «Крик» в ночи.
Вечерний Северодвинск, 2000, 31 марта
Наш собеседник – заместитель директора предприятия «Спасатель» Константин Окулов.
Константин Григорьевич, ваше предприятие называется «Спасатель», и в то же время мне не раз приходилось слышать о необходимости создания в Северодвинске спасательной службы. Так есть все-таки такая служба в нашем городе или нет?
- Государственной спасательной службы нет. Наше предприятие занято ремонтно-строитель-ными работами. Объем их в настоящее время довольно большой. Работаем без наведения металлических лесов, с применением альпинистской техники: тросов, веревок, спусковых устройств, того, что когда-то применялось при строительстве высотных зданий ГЭС. Поэтому все наши ремонтники-спортсмены. Достаточно сказать, что в коллективе четыре мастера спорта по скалолазанию, кандидат в мастера и мастер спорта по туризму, остальные имеют спортивные разряды не ниже второго. Все владеют несколькими профессиями, которые приобрели на прежней работе на заводе или в армии, либо уже у нас.
- Выходит, что ООО «Спасатель» - это ремонтно-строительная организация, а спасательные работы выполняет по мере возможности. Как же тогда под вашим началом оказалась городская водно-спасательная станция?
- Мы взяли ее в аренду пять лет назад. К тому времени коллектив этой станции окончательно развалился. За мизерную зарплату никто работать не шел. А трагедий на воде не только не убавилось, а даже прибавилось. И мы решили взять ее, хотя знали, что идем на заведомые материальные убытки. В настоящее время мэрия финансирует часть расходов. Остальное ложится на плечи «Спасателя». Понятно, что на ставку водолаза в размере четырехсот рублей прокормить семью невозможно. И мы персоналу станции даем возможность подрабатывать на ремонтных работах.
- Можно сказать, что спасательные работы вы выполняете в большей степени на общественных началах. И какую же помощь терпящим бедствие доводилось оказывать?
- За последний год поступило более семисот заявок. Двести шестьдесят из них мы выполнили. Девять человек остались живы только благодаря нашему вмешательству. Около десяти раз выезжали на уборку ртути и других ядовитых веществ. Немало хлопот доставляли звери, случайно попавшие в город. Тюлени часто появлялись на городских улицах. Однажды пришлось дос- тавлять до воды тюленя весом около двухсот килограммов, который сопротивлялся и никак не хотел уползать с улицы Арктической. Много раз помогали жителям, квартиры которых заливало горячей или холодной водой.
Не раз приходилось выручать из беды горожан, нечаянно захлопнувших двери и оставшихся без ключей. Во многих случаях положение усугублялось тем, что в квартирах была не выключена газовая плита, оставались старые, немощные люди. Был случай, когда молодая мама вышла поболтать с подругой наверх. Замок защелкнулся, а за металлической дверью остался ребенок-грудничок. Два часа металась, не зная, что предпринять. Потом соседи подсказали, как обратиться в нашу службу...
- А как, кстати, к вам можно обратиться? По какому телефону звонить?
- Может показаться странным, но свой телефон мы стараемся не рекламировать. Дело в том, что при существующем положении наша служба сейчас не в состоянии выполнить все заявки. Поэтому помогаем только в крайних случаях. Возможность и необходимость нашего выезда определяет дежурный штаба по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. К нему и надо звонить по телефону 2-34- 54 или дежурному мэрии по 05.
- Если не секрет, не служебная тайна, то скажите, как действуете вы, получив сигнал бедствия?
- Оперативной службы у нас нет, оперативного дежурства тоже. Людей собрать, особенно в вечернее и ночное время, сложно. Машины нет. Общественный транспорт ночью не работает. В этом случае, спасибо ей, - выручает милиция. Кроме того, мы заключили договор с Архангельской организацией содействия связи и безопасности - службой «КРИК». С ее помощью радиофицировались. У каждого нашего спасателя есть рация.
- Расскажите об этой организации подробнее.
- «КРИК» расшифровывается как криминальный радиоинформационный канал. По рации принимается любой призыв о помощи, передается соответствующим службам. Обычно через «КРИК» идет информация об угоне машин, о транспортных авариях.
- Вы ратуете за создание штатной спасательной службы. А есть ли она в других городах?..
- Есть и во многих. Взять хотя бы наших соседей, Вологду. Там в областном центре действует городская служба спасения - 32 человека. Есть спасатели и в Череповце, в Вытегре, в Кич- Городке. Начала действовать служба в Архангельске. В ней 27 человек, она считается областной, но работает, в основном, на город. Новодвинск собирается открывать, Коряжма. Котлас решил все организационные вопросы, и финансирование получено уже на 2000 год.
Беседу провел Александр Бурлов
Кому кричать: «Спасите!..»
Вечерний Северодвинск, 2000, 19 мая
Депутаты заявили о создании круглосуточной
аварийно-спасательной службы в Северодвинске
Речь идет о структуре муниципальной службы спасения.
В бюджетной строке на ее создание выделено 425 тысяч рублей.
Много или мало?
Пока что в управлении по ГО и ЧС на содержании бюджета находится штат спасательной станции на воде. Говорить о заработке семи водолазов до недавних пор у руководства не поворачивался язык. Ребята, с риском для жизни лезущие под воду по сигналу бедствия, получали 470 рублей в месяц. Это меньше, чем доход пенсионера.
- Хорошо, что депутаты откликнулись на наши просьбы, - комментирует ситуацию начальник управления по делам ГО и ЧС Иван Шевец, - после подготовки и аттестации сотрудники станции получили квалификацию спасателей. Теперь они могут выезжать по экстренным вызовам не только на водоемы, а и в случае иных непредвиденных ЧП, где нужна помощь попавшим в беду людям. Зарабатывая уже до полутора тысяч.
Таким образом, аварийно-спасательная служба только формируется. Конечно, чтобы нести круглосуточное дежурство, ни сил, ни средств у спасателей нет. Ситуация изменится, если к северодвинскому отряду спасателей прикомандируют профессионалов из областной службы спасения. Перспектива есть. И, как заверил Иван Шевец, все делается для того, чтобы уже в скором будущем оперативный дежурный АСС смог принять сигнал бедствия хоть днем, хоть ночью.
Владимир ПАНОВ