На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

История службы. Год 2000-й

13 мая  2000 года у дома по проспекту Ленина,10 при порыве ветра рухнула чердачная стенка от пятого этажа до крыши по всему фасаду, и десятки тонн кирпи­ча рухнули на тротуар с высоты шестого этажа. Спасатели рабо­тали на месте происшествия с первых часов. Этот случай имел широкий общественный ре­зонанс, и именно после него Служба спасения получила офици­альный статус.

Из ООО ОСС «Спасатель» выделена аварийно-спасательная служба и организовано муниципальное унитарное предприятие  (МУП) «Аварийно-спасательная служба Северодвинска».

 

Хорошо, что не днем развалился дом

Северный рабочий, 2000, 13 мая

Вчера во втором часу ночи в доме по пр. Ленина, 10

Внезапно рухнула чердачная стенка

От пятого этажа до крыши по всему фасаду.

 

Тротуар возле ювелирного ма­газина «Топаз», что на первом этаже дома, оказался завален битым кирпичом. Счастье, что дело было ночью, и никого не завалило... Сразу же жильцов начали спешно эвакуировать в актовый зал соседней девятой школы, в доме отключили воду и электричество. Ожидали про­должения обвала... Обошлось. Пока.

В шесть утра наша репортерская бригада уже разговаривала со спа­сателями и жителями дома.

Это было как настоящее зем­летрясение, — рассказала еще не пришедшая в себя жительница квар­тиры на четвертом этаже пенсионер­ка Л.И. Щукина (ее семью ненадол­го пропустили домой кое-какие вещи забрать). — Мне это чувство хорошо знакомо, я долго жила в Ташкенте, там трясет часто. Ухвати­лась, как учили когда-то, за двер­ной косяк.

Как раз сегодня утром в Москву собиралась уезжать. Уехала…

Дочь и зять Людмилы Ильинич­ны, Сергей и Эвелина Шитяковы, вспомнили, что такое же «землетря­сение» было примерно за сутки до нынешнего обвала: дом как бы дер­нуло, видимо, пошла трещина. Ве­тераны несчастливого дома помнят, как чуть не убило куском отвалив­шегося декоративного пилона жен­щину с коляской лет десять назад, как отваливались прямо на людный тротуар куски штукатурки. И вот, наконец, грянуло по-крупному...

Уже через несколько минут на место аварии прибыл управляющий городской администрации В. И. Ува­ров, руководивший спасательными работами.

В актовом зале девятой школы, где мерзли эвакуированные жильцы, мы наслушались всякого: ругали го­родскую власть, милицию, погоду, все на свете.

– Парадокс: рядом с местом ка­тастрофы помещение штаба ГО и ЧС, а туда нас почему-то даже не пустили, – волнуется С.И. Корб, пальто на которой надето поверх до­машнего халатика. – Мерзнем в школе, назад домой не пускают. Го­ворят, до вечера обстановка прояс­нится. Кто мог, разошлись по друзь­ям и знакомым.

Охранявшие аварийный дом ми­лиционеры горько шутили: эх, зря недавно именно в этом доме орга­низовывали антитеррористические учения. Успешно эвакуировали жи­телей в ДИТР. Сглазили...

Вчера весь день на разборке за­вала работали спасатели и строите­ли Севмаша, были укреплены остат­ки «поехавшей» крыши. На момент верстки газеты вернуться в свои квартиры жильцам не разреша­ли...

Решением мэра Северодвинска А.Н. Беляева вчера рано утром была создана оперативная комиссия по расследованию причин аварии и ликвидации ее последствий, в ко­торую вошли представители адми­нистрации города, управления ГО и ЧС, депутат областного собрания по 34-му округу Ю.С. Сивков. Для эва­куированных жильцов, по словам представителей мэрии, было орга­низовано горячее питание в столо­вой девятой школы.

Андрей МИХАЙЛОВ

 

 

 

Спасение – «Крик» в ночи.

Вечерний Северодвинск, 2000, 31 марта

Наш собеседник – заместитель директора предприятия «Спасатель» Константин Окулов.

 

 

Константин Григорьевич, ваше предприятие называется «Спасатель», и в то же вре­мя мне не раз приходилось слышать о необходимости создания в Северодвинске спасательной службы. Так есть все-таки такая служба в нашем городе или нет?

- Государственной спасатель­ной службы нет. Наше предприя­тие занято ремонтно-строитель-ными работами. Объем их в на­стоящее время довольно боль­шой. Работаем без наведения металлических лесов, с приме­нением альпинистской техники: тросов, веревок, спусковых уст­ройств, того, что когда-то приме­нялось при строительстве высот­ных зданий ГЭС. Поэтому все наши ремонтники-спортсмены. Достаточно сказать, что в кол­лективе четыре мастера спорта по скалолазанию, кандидат в мастера и мастер спорта по ту­ризму, остальные имеют спортив­ные разряды не ниже второго. Все владеют несколькими про­фессиями, которые приобрели на прежней работе на заводе или в армии, либо уже у нас.

- Выходит, что ООО «Спа­сатель» - это ремонтно-стро­ительная организация, а спа­сательные работы выполня­ет по мере возможности. Как же тогда под вашим началом оказалась городская водно-спасательная станция?

- Мы взяли ее в аренду пять лет назад. К тому времени коллектив этой станции окончательно развалился. За мизерную зарплату никто работать не шел.  А трагедий на воде не только не убавилось, а даже прибавилось. И мы решили взять ее, хотя зна­ли, что идем на заведомые ма­териальные убытки. В настоя­щее время мэрия финансирует часть расходов. Остальное ло­жится на плечи «Спасателя». Понятно, что на ставку водолаза в размере четырехсот рублей прокормить семью невозможно. И мы персоналу станции даем возможность подрабатывать на ремонтных работах.

- Можно сказать, что спаса­тельные работы вы выполня­ете в большей степени на об­щественных началах. И какую же помощь терпящим бед­ствие доводилось оказывать?

- За последний год поступило более семисот заявок. Двести шестьдесят из них мы выполни­ли. Девять человек остались живы только благодаря нашему вме­шательству. Около десяти раз выезжали на уборку ртути и дру­гих ядовитых веществ. Немало хлопот доставляли звери, слу­чайно попавшие в город. Тюлени часто появлялись на городских улицах. Однажды пришлось дос- тавлять до воды тюленя весом около двухсот килограммов, ко­торый сопротивлялся и никак не хотел уползать с улицы Аркти­ческой. Много раз помогали жи­телям, квартиры которых залива­ло горячей или холодной водой.

Не раз приходилось выручать из беды горожан, нечаянно зах­лопнувших двери и оставшихся без ключей. Во многих случаях положение усугублялось тем, что в квартирах была не выключена газовая плита, оставались ста­рые, немощные люди. Был слу­чай, когда молодая мама вышла поболтать с подругой наверх. Замок защелкнулся, а за метал­лической дверью остался ребе­нок-грудничок. Два часа мета­лась, не зная, что предпринять. Потом соседи подсказали, как обратиться в нашу службу...

- А как, кстати, к вам можно обратиться? По какому теле­фону звонить?

- Может показаться странным, но свой телефон мы стараемся не рекламировать. Дело в том, что при существующем поло­жении наша служба сейчас не в состоянии выполнить все заяв­ки. Поэтому помогаем только в крайних случаях. Возможность и необходимость нашего выез­да определяет дежурный штаба по гражданской обороне и чрез­вычайным ситуациям. К нему и надо звонить по телефону 2-34- 54 или дежурному мэрии по 05.

- Если не секрет, не слу­жебная тайна, то скажите, как действуете вы, получив сиг­нал бедствия?

- Оперативной службы у нас нет, оперативного дежурства тоже. Людей собрать, особенно в вечернее и ночное время, слож­но. Машины нет. Общественный транспорт ночью не работает. В этом случае, спасибо ей, - выру­чает милиция. Кроме того, мы заключили договор с Архангель­ской организацией содействия связи и безопасности - службой «КРИК». С ее помощью радио­фицировались. У каждого наше­го спасателя есть рация.

- Расскажите об этой орга­низации подробнее.

-   «КРИК» расшифровывается как криминальный радиоинфор­мационный канал. По рации принимается любой призыв о помощи, передается соответ­ствующим службам. Обычно че­рез «КРИК» идет информация об угоне машин, о транспорт­ных авариях.

- Вы ратуете за создание штатной спасательной служ­бы. А есть ли она в других городах?..

- Есть и во многих. Взять хотя бы наших соседей, Вологду. Там в областном центре действует городская служба спасения - 32 человека. Есть спасатели и в Череповце, в Вытегре, в Кич- Городке. Начала действовать служба в Архангельске. В ней 27 человек, она считается обла­стной, но работает, в основном, на город. Новодвинск собира­ется открывать, Коряжма. Кот­лас решил все организацион­ные вопросы, и финансирова­ние получено уже на 2000 год.

 Беседу провел Александр Бурлов

 

Кому кричать: «Спасите!..»

 

Вечерний Северодвинск, 2000, 19 мая

 

Депутаты заявили о создании круглосуточной

 аварийно-спасательной службы в Северодвинске

 

Речь идет о структуре муниципальной службы спасения.

В бюджетной строке на ее создание выделено 425 тысяч рублей.

Много или мало?

 

Пока что в управлении по ГО и ЧС на содержании  бюджета находится штат спасательной станции  на воде. Говорить о за­работке семи водолазов до не­давних пор у руководства не по­ворачивался язык. Ребята, с рис­ком для жизни лезущие под воду по сигналу бедствия, получали 470 рублей в месяц. Это меньше, чем доход пенсионера.

- Хорошо, что депутаты отклик­нулись на наши просьбы, - ком­ментирует ситуацию начальник управления по делам ГО и ЧС Иван Шевец, - после подготовки и аттестации сотрудники станции получили квалификацию спа­сателей. Теперь они могут выез­жать по экстренным вызовам не только на водоемы, а и в случае иных непредвиденных ЧП, где нужна помощь попавшим в беду людям. Зарабатывая уже до по­лутора тысяч.

Таким образом, аварийно-спа­сательная служба только форми­руется. Конечно, чтобы нести круглосуточное дежурство, ни сил, ни средств у спасателей нет. Ситуация изменится, если к се­веродвинскому отряду спасате­лей прикомандируют професси­оналов из областной службы спа­сения. Перспектива есть. И, как заверил Иван Шевец, все дела­ется для того, чтобы уже в ско­ром будущем оперативный де­журный АСС смог принять сигнал бедствия хоть днем, хоть ночью.

Владимир ПАНОВ

наверх